Налог на имущество с кадастровой стоимости

Налог на имущество организаций с кадастровой стоимости (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 07.08.2014

В настоящее время происходит постепенный переход на уплату налога на имущество организаций с кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества:

— для организаций, применяющих общий режим налогообложения, — с 1 января 2014 г.;

— для организаций, применяющих спецрежим в виде уплаты ЕНВД, — с 1 июля 2014 г.;

— для «упрощенцев» — с 1 января 2015 г.

О трудностях такого перехода и об особенностях для каждого налогового режима читайте в предложенном материале.

Одной из целей данного Закона является переход к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете базы по налогу на имущество организаций, ее выравниванию и приведению в прямую зависимость от рыночной стоимости объекта налогообложения.

Кроме этого, введение рассматриваемых изменений позволит увеличить доходную базу субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ).

Полностью все положения Федерального закона N 307-ФЗ вступили в силу с 1 января 2014 г.

Теперь согласно новой редакции ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество определяется двумя способами:

— как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения;

— как их кадастровая стоимость — в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Принципиально новым является исчисление базы по налогу на имущество с кадастровой стоимости объектов недвижимости. Данный порядок закреплен в ст. 378.2 НК РФ.

Отметим следующие основные положения гл. 30 НК РФ по уплате налога на имущество с кадастровой стоимости объектов недвижимости:

— установлен порядок принятия закона субъекта РФ, который вводит уплату налога на имущество с его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 378.2 НК РФ);

— установлены права и обязанности субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ);

— определены виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также признаки отнесения зданий (сооружений) к этим видам (п. п. 1, 3 ст. 378.2 НК РФ);

— установлен порядок расчета налога в случае владения отдельным помещением в здании;

— определены особенности исчисления и уплаты налога и авансовых платежей по налогу (п. п. 10, 12, 13 ст. 378.2, п. 6 ст. 383 НК РФ);

— установлены предельные размеры налоговых ставок (п. 1.1 ст. 380 НК РФ).

Ответ на вопрос, обязана ли организация уплачивать налог с кадастровой стоимости объектов недвижимости, в первую очередь зависит от того, принят ли соответствующий закон тем субъектом РФ, где находится указанная недвижимость. Отметим, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 372 НК РФ).

В данном случае закон субъекта РФ может быть принят только после утверждения субъектом РФ результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, чтобы ввести уплату налога на имущество в конкретном субъекте РФ, необходимо провести кадастровую оценку объектов недвижимости, утвердить данные результаты, после чего принять соответствующий закон. И уже после принятия данного закона переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.

Если указанный закон субъектом РФ принят, то на 1 января соответствующего календарного года должен быть установлен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень должен быть в налоговых органах по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и на официальном сайте субъекта РФ в Интернете. Состав сведений, включаемых в перечень, определяется ФНС. На момент подготовки данного материала он не определен, поэтому устанавливается субъектом РФ.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, предусмотренный на очередной налоговый период, то есть на следующий год.

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества была определена в соответствии с законодательством РФ, но объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, налог на имущество исчисляется и уплачивается как среднегодовая стоимость данного имущества без учета положений ст. 378.2 НК РФ. Таким образом, установленные ст. 378.2 НК РФ особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, применяются к объектам, включенным в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-05-05-01/2713).

По мнению Минфина, в случае, если уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ перечень официально не размещен в определенный срок, на налогоплательщика-собственника не может быть возложена обязанность по уплате налога в соответствии с законом субъекта РФ, предусматривающим особенности расчета налоговой базы на очередной налоговый период исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, действие которого распространено с начала названного налогового периода. Следовательно, сумма налога и авансовых платежей за этот налоговый период исчисляется в отношении указанных объектов без учета положений ст. 378.2 НК РФ, то есть исходя из налоговой базы, определяемой в общеустановленном порядке согласно п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо от 29.11.2013 N 03-05-04-01/51779).

Какие виды недвижимого имущества могут попасть в данный перечень?

Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ это могут быть:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

— нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

— объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства (в рамках этой статьи они не рассматриваются).

Пунктами 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ определены признаки зданий (сооружений), относящихся к административно-деловым и торговым центрам (комплексам).

Отметим, что объектами недвижимости, по которым уплачивается налог на имущество с кадастровой стоимости, могут быть признаны любые нежилые помещения, если они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и эти объекты занимают не менее 20% их общей площади. Вид фактического использования зданий устанавливается субъектом РФ на основании порядка определения вида фактического использования зданий, предусмотренного Минимуществом совместно с Минфином. На сегодняшний день такой порядок не установлен и определяется нормативным правовым актом субъекта РФ.

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым рассчитывается как кадастровая стоимость, устанавливается субъектом РФ в пределах, предусмотренных НК РФ (п. 1.1 ст. 380 НК РФ):

— для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5%, в 2015 г. — 1,7%, в 2016 г. и последующие годы — 2%;

— для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1,0%, в 2015 г. — 1,5%, в 2016 г. и последующие годы — 2%.

Порядок исчисления и уплаты налога с имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 382 НК РФ.

В случае если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не установлена, налоговой базой в отношении данного помещения служит доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 26.02.2014 N 03-05-05-01/8053, если здание принадлежит нескольким собственникам, то каждый собственник исчисляет налоговую базу исходя из утвержденной в предусмотренном порядке кадастровой стоимости принадлежащего собственнику помещения с соответствующим кадастровым номером.

Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (1/4 кадастровой стоимости) данного имущества.

Отметим, что в действующей редакции гл. 30 НК РФ не прописан порядок исчисления суммы налога с кадастровой стоимости в случае приобретения объекта недвижимости в течение налогового периода. В Письме ФНС России от 19.05.2014 N БС-4-11/9523@ приведены следующие разъяснения по данному вопросу.

Согласно п. 5 ст. 382 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества иностранных организаций, указанные в пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) по данным объектам недвижимого имущества исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

По мнению ФНС, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты, включенные уполномоченным органом власти субъектов в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, исчисление налога (авансового платежа) осуществляется в аналогичном порядке.

Отметим, что п. 12 ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 5 ст. 382 НК РФ, согласно которым в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 НК РФ, сумма налога (суммы авансовых платежей) по данным объектам недвижимого имущества исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом периоде (отчетном), если иное не предусмотрено ст. 382 НК РФ. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно ст. 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ кадастровая стоимость определяется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы расчета кадастровой стоимости.

Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кроме того, ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что в случае, если результаты расчета кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических лиц, юридических лиц, эти лица вправе подать запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета на территории субъекта РФ по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости, которым утверждены результаты ее определения, и получить указанные сведения в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в частности Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При этом кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (п. 13 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ), в том числе для целей налогообложения в рамках ст. 378.2 НК РФ.

По вопросу получения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода необходимо обращаться в территориальный орган Росреестра по местонахождению объекта недвижимого имущества.

По вопросам применения закона субъекта РФ, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, следует обращаться согласно ст. 34.2 НК РФ в финансовый орган соответствующего субъекта РФ по местонахождению объекта недвижимого имущества, а по вопросу включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения — в уполномоченный орган исполнительной власти по субъекту РФ.

Разъяснения по вопросам расчета кадастровой стоимости даны в Письмах Минфина России от 03.03.2014 N 03-05-05-01/8876, от 18.03.2014 N 03-05-05-01/11679, от 18.03.2014 N 03-05-05-01/11682, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16412.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСНО организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество.

В новой редакции п. 2 ст. 346.11 НК РФ будет звучать следующим образом: применение УСНО организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость согласно НК РФ).

Данные новшества вступают в силу с 1 января 2015 г.

Таким образом, организации, применяющие УСНО и имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым в соответствии с гл. 30 НК РФ налог на имущество рассчитывается с кадастровой стоимости, должны будут с 2015 г. уплачивать налог на имущество по правилам, установленным субъектами РФ.

Аналогичные изменения Федеральный закон N 52-ФЗ внес в гл. 26.3 НК РФ: уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства РФ», 07.04.2014, N 14, ст. 1544), за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, в п. 4 ст. 7 Федерального закона N 52-ФЗ прямо указано, что п. п. 1 — 3 и 6 — 12 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 52-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по ЕНВД признается квартал, поэтому в силу указанных норм п. 3 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2014 г. (Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195).

Представители Минфина разъяснили порядок уплаты налога на имущество с кадастровой стоимости объектов недвижимости для организаций, применяющих спецрежим в виде уплаты ЕНВД, в 2014 г.

Указанные налогоплательщики с 1 июля 2014 г. исчисляют суммы налога и суммы авансовых платежей по налогу в отношении имущества, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, в порядке, предусмотренном ст. 382 НК РФ, с учетом особенностей, установленных п. 12 ст. 378.2 НК РФ: сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций за девять месяцев 2014 г. исчисляется как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

По мнению Минфина, сумма налога на имущество организаций за 2014 г. должна исчисляться за период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. как 1/2 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 г. — года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку, за минусом исчисленной суммы авансового платежа за девять месяцев 2014 г.

Таким образом, организации-собственники, применяющие спецрежим в виде уплаты ЕНВД, с 1 июля 2014 г. уплачивают налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, включенных соответствующим субъектом РФ в перечень объектов недвижимого имущества не позднее 1 января 2014 г.

Если в 2014 г. необходимые законы были приняты только в отдельных регионах, то к 2015 г., как предполагается, налог на имущество с кадастровой стоимости на своих территориях введут многие субъекты РФ. Кроме того, субъекты РФ вправе установить как налоговые ставки по налогу на имущество, так и льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Отметим, что налог на имущество в определенных случаях будут уплачивать только организации, применяющие общий режим налогообложения, УСНО и спецрежим в виде уплаты ЕНВД, на индивидуальных предпринимателей эти правила не распространяются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Как рассчитать налог на имущество физических лиц в 2016 году?

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Счастливые обладатели квартир, комнат, загородных домов, гаражей и хозяйственных построек обязаны платить налог на имущество физических лиц. С 2016 года он рассчитывается по новым правилам. Помимо квартир, жилых домов, дачных строений и гаражей, список объектов налогообложения пополнится машино-местами, оформленными в собственность, а также объектами, строительство которых не завершено.

В соответствии с главой 32 Налогового кодекса РФ, с 2016 г. формирование и исчисление налога на имущество физических лиц будет производиться исходя из кадастровой, а не из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости. Именно она максимально приближена к рыночной цене.

Налог на имущество физических лиц взимается с обладателей права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. От обязательного платежа не освобождаются даже несовершеннолетние, если они владеют той или иной недвижимостью. Выплаты за тех, кому еще не исполнилось 18 лет, осуществляют опекуны или родители, вплоть до наступления совершеннолетия.

От уплаты налога освобождаются:

  • пенсионеры или лица, получающие пенсию;
  • плательщики, уволенные с военной службы, либо проходящие службу по призыву на военные сборы в другие страны, где проводились военные действия;
  • плательщики, являющиеся родителями либо супругами военных, погибших при выполнении военных обязанностей;
  • плательщики, работающие в сфере искусства, использующие свое помещение в качестве музея, библиотеки или другого общественного помещения;
  • плательщики, владеющие строением, хозяйственной постройкой, коммерческим строением, площадь которого не превышает 50 кв.м.

В новый перечень объектов, облагаемых налогом на имущество физических лиц, входят:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

При этом жилые строения, расположенные на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, теперь относятся к жилым домам.

Как уменьшается кадастровая стоимость объекта налогообложения?

Поскольку формирование и исчисление налога отныне будет производиться исходя из кадастровой стоимости объекта, бремя, возлагаемое на налогоплательщиков, увеличилось. В связи с этим законодатели предусмотрели ряд мер, которые должны снизить нагрузку. Теперь каждый собственник имеет право на налоговый вычет: из общей площади недвижимости инспекторы должны будут вычесть облагаемую часть. Проще говоря, речь идет о необлагаемых налогом метрах.

Разбираемся с налогом на имущество от кадастровой стоимости

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Мы ищем талантливых волонтеров для проектов. Напишите нам и мы найдем для вас что-нибудь интересное.

Мы не разглашаем любую полученную информацию Стать волонтером

Завтра 1 декабря. Это последний день уплаты налога на имущество. Налога, который раньше мы практически не замечали.

Налог на имущество с кадастровой стоимости

И Нижний Новгород:

Налог на имущество с кадастровой стоимости

В Казани ставка зависит от вида имущества:

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Новосибирск попал в группу городов, где ставка налога самая низкая (ниже только в Магадане):

Налог на имущество с кадастровой стоимости

А в Рязани и Самаре одна из самых высоких:

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Полностью ставку для своего города можно посмотреть тут. Введение налога на имущество в привязке к кадастровой стоимости вводится постепенно: в течение пяти лет с того года, когда субъект начал применять такой порядок исчисления налога.

Налог на имущество с кадастровой стоимости

А что такое вообще кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость — стоимость имущества, наиболее приближенная к рыночной. Определяется она на основе оценки. С 2017 года оценка может проводиться только бюджетными учреждениями.

Рассмотрим на примере Москвы (в субъектах картина похожая). Квартиры с кадастровой стоимостью до 10 млн рублей.

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Ставка 0,1% За 10 млн. рублей можно купить двушку примерно 60 квадратных метров. Если это ваш вариант, то смотрим ориентировочный расчет исходя из стоимости 10 млн. руб. (здесь и далее, с учетом вычета в 20 кв. м.):

Налог на имущество с кадастровой стоимости

То есть к 2019 году вы будете платить 6600 руб в год. Не так много, вам относительно повезло.

Налог на имущество с кадастровой стоимости

то тут ставка возрастает до 0,015% и за 2019 год вам придется заплатить почти 15 тысяч рублей в год, что уже серьезнее:

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Если стоимость вашей квартиры свыше 20 млн. рублей. Например, если у вас 60 кв. м. в престижном доме или в центре Москвы:

Налог на имущество с кадастровой стоимости

то тут уже ставка налога 0,2%:

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Более 26 тысяч рублей придется платить начиная с 2020 года.

Узнать сумму налога за самый легкий, 2015-й год, если вы знаете кадастровый номер, можно тут. Кадастровый номер квартиры можно узнать тут.

Нет. У многих есть ещё дачи в 6 соток (для примера взял 6 соток в Истринском районе) где стоимость налога в Московской области возрастет примерно до 4 тысяч рублей. (по обычной ставке 0,3%, кадастровую стоимость участка опять же можно посмотреть тут), и это не считая дачного дома. И еще, все приведенные выше расчеты были для квартиры в 60 кв. м. У многих квартиры большей площади.Кроме того, существенно возрастает налог на имущество юридических лиц, что в конечном итоге отражается на ценниках в магазине.

В настоящее время кадастровая стоимость определяется независимыми оценщиками, а начиная с 2017 года будет устанавливаться исключительно государственными учреждениями по установленной методологии. Затраты на изменение кадастровой стоимости составят не менее 50 тысяч рублей с учетом работы юристы. И хотя часть судебных расходов будет возвращена, изменять кадастровую стоимость имеет смысл в случае её очевидного завышения, если в результате изменения кадастровой стоимости изменится применяемая ставка налога (а также на имущество юридических лиц, поскольку там другие ставки).

Нет. Помните знаменитые дома Ротенбергов?

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Они до сих пор не поставили его на кадастровый учет. Налог на их дома исчисляется миллионами рублей. И хотя власти обещают бороться с непостановкой на учет объектов незавершенного строительства, все равно пока это распространенный способ ухода от налога.

Как рассчитывается налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц рассчитывает налоговая инспекция. Делает она это по истечении календарного года отдельно по каждому объекту налогообложения (п. 1 ст. 408, п. 2 ст. 409 НК РФ). Несмотря на это, человек должен уметь проверить расчет инспекции. Ведь налог может быть завышен по ряду причин, например:

  • учтены не все сведения или использованы недостоверные сведения;
  • технические (арифметические) ошибки в самом расчете.

Начиная с 2015 года на территории России постепенно вводится расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости имущества. Его ввели уже во многих регионах.

Поэтому алгоритм проверки расчета будет зависеть от того, какой порядок расчета налога принят в вашем регионе (местности): исходя из кадастровой или исходя из инвентаризационной стоимости.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Чтобы налог считали исходя из кадастровой стоимости, решение об этом должны принять местные власти (власти городов федерального значения). Но сделать они это смогут только после того, как в регионе утвердят результаты кадастровой оценки. Если такое решение не принято, инспекция рассчитает налог исходя из инвентаризационной стоимости.

Однако независимо от решения местных властей платить налог с кадастровой стоимости надо:

  • по имуществу, которое включено в утвержденный региональный перечень;
  • по имуществу, которое еще не включено в региональный перечень, но образовано путем раздела объекта из утвержденного перечня.

Утвержденный перечень таких объектов региональные власти должны публиковать на своем официальном сайте. Найти объект в перечне можно по адресу его нахождения и кадастровому номеру.

В этот перечень региональные власти могут включить только следующие типы объектов:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения.

Если такой перечень не утвержден и нет решения местных властей о расчете налога исходя из кадастровой стоимости, то и с таких объектов инспекция рассчитает налог исходя из инвентаризационной стоимости.

Такой вывод следует из пунктов 7 и 10 статьи 378.2, статьи 402 Налогового кодекса РФ.

Для проверки расчета исходя из инвентаризационной стоимости следуйте следующему алгоритму:

  • ознакомьтесь с тем, как и когда в налоговую инспекцию поступают сведения об имуществе и его владельце, то есть на основании каких данных инспекторы считают налог;
  • узнайте, есть ли у вас право на льготу;
  • определите налоговую базу;
  • определите ставку налога;
  • проверьте, правильно ли инспекция определила количество месяцев, в течение которых имущество было в вашей собственности;
  • рассчитайте налог.

Расчет исходя из кадастровой стоимости проверяйте в следующем порядке:

  • ознакомьтесь с тем, как и когда в налоговую инспекцию поступают сведения об имуществе и его владельце, то есть на основании каких данных инспекторы считают налог;
  • узнайте, есть ли у вас право на льготу;
  • определите налоговую базу;
  • определите ставку налога;
  • проверьте, правильно ли инспекция определила количество месяцев, в течение которых имущество было в вашей собственности;
  • рассчитайте налог.

Внимание: первые четыре года с момента введения нового порядка расчета налога исходя из кадастровой стоимости являются переходными.

На переходный период установлен особый порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Это сделано с целью снижения налоговой нагрузки на граждан.

К примеру, в регионе новый порядок введен с 2015 года. Значит, переходным периодом, в котором налог надо считать по переходным правилам, будут 2015–2018 годы. А уведомление об уплате налога, рассчитанного по таким правилам, впервые придет в 2016 году.

Это следует из пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса РФ.

Ежегодно до 15 февраля в налоговую инспекцию по местонахождению имущества поступают сведения:

  • об объекте налогообложения и его собственнике по состоянию на 1 января. Данные передает территориальное отделение Росреестра в муниципальном образовании (например, городе, районе, области), где расположена недвижимость;
  • о кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Эти данные передает территориальное отделение Росреестра в муниципальном образовании (например, городе, районе, области), где расположена недвижимость по состоянию на 1 января текущего года.

Если в течение года происходит смена собственника или регистрируется право собственности на недавно построенный объект, территориальное отделение Росреестра (которому подведомственна территория, на которой расположен объект) должно передать эту информацию в инспекцию в течение 10 дней со дня регистрации. При этом кадастровую стоимость по новым объектам отделение определит на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

Это следует из положений пункта 4 статьи 85, пунктов 1 и 3 статьи 402, пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 403, пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса РФ и пункта 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

Сведения об объектах недвижимости в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе и их правообладателях поступят в налоговые инспекции по местонахождению такого имущества до 1 марта 2015 года. Эти сведения предоставят территориальные отделения Росреестра по состоянию на 1 января 2015 года. Такой порядок предусмотрен пунктом 9.3 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Сведения об инвентаризационной стоимости имущества больше в налоговую инспекцию ежегодно не поступают. Поэтому инспекция рассчитает налог на имущество физических лиц исходя из последних полученных данных. А таковыми являются данные, которые БТИ предоставила инспекции до 1 марта 2013 года.

Это следует из положений пункта 2 статьи 402, статьи 404 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 1 Закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ, Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

Ситуация: нужно ли представлять в налоговую инспекцию для расчета налога на имущество физических лиц документы, подтверждающие приобретение, продажу объектов недвижимости ?

Все необходимые сведения в налоговую инспекцию передают территориальные отделения Росреестра (п. 4 ст. 85, п. 2 ст. 408 НК РФ). Однако в случае возникновения спора (например, из-за задержки передачи сведений) документы на приобретение или продажу имущества предоставьте. Например, договор купли-продажи, свидетельство о регистрации права собственности (п. 1 ст. 14 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ). В частности, чтобы подтвердить дату, с которой человек не должен больше платить налог (например, если имущество было продано).

Если по вашему объекту налог рассчитывают исходя из кадастровой стоимости, то налоговую базу надо определять исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если объект новый, то есть возник в середине года, – на дату его регистрации (п. 4 ст. 85, п. 1 и 3 ст. 402, п. 1 ст. 403 НК РФ).

Следует отметить, что в течение года кадастровую стоимость могут пересмотреть. В общем случае инспекция при расчете налога не учтет такое изменение стоимости. То есть налог на имущество физических лиц ни за текущий налоговый период, ни за предыдущие периоды пересчитывать она не будет. Например, если кадастровую стоимость изменили по причине увеличения (уменьшения) площади здания.

Однако здесь есть два исключения. Новую кадастровую стоимость инспекторы все-таки учтут, если ее изменили:

  • в результате исправления технической ошибки (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки либо подобной ошибки), которую допустил сотрудник Росреестра;
  • по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Инспекция пересчитает налог исходя из новых данных с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка или подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Это следует из положений пункта 4 статьи 85, пункта 2 статьи 402, пункта 2 статьи 403, пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса РФ, пункта 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457, статьи 28 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ, пунктов 1.1, 2.2, 3.1–4.1 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. № 113.

Данные о кадастровой стоимости недвижимости можно посмотреть на сайте Росреестра .

Налоговую базу инспекция определит по каждому объекту налогообложения. Для этого она использует следующую формулу:

Налог на имущество при пересмотре кадастровой стоимости

Письмо ФНС от 22 июня 2017 г. N БС-4-21/11953@

Направляем для руководства и учета в работе письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-05-04-01/38266 о применении при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц кадастровой стоимости, пересмотренной в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости.

Указанные разъяснения Минфина России необходимо довести до сотрудников налоговых инспекций, осуществляющих администрирование налогообложения недвижимого имущества, а также до исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных утверждать результаты государственной кадастровой оценки, в целях рассмотрения оснований применения положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации при утверждении изменений в результатах такой оценки.

В связи с поступающими в Минфин России многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросу об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости Департаментом налоговой и таможенной политики с участием Минэкономразвития России сообщается следующее.

На основании пункта 2 статьи 375, пункта 15 статьи 378.2, пункта 1 статьи 391 и пунктов 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Так, в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Данная норма Налогового кодекса корреспондирует с положениями части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Между тем статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ предусмотрено два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости;

2) установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

При этом в рамках пересмотра кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установление новой кадастровой стоимости по результатам рассмотрения таких заявлений комиссией не предусмотрено.

В случае принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято указанное решение.

По итогам определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, вносятся изменения в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса.

Статьей 5 Налогового кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах.

В случае уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости могут учитываться при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *